Подробный курс занятий «толкающими руками»
2. Парные упражнения Туйшоу
Материал в этом курсе сопровождается иллюстрациями и расположен в порядке изучения:
- Одиночные упражнения Туйшоу >>
- Парные упражнения Туйшоу
- Толкание одной рукой. Исходная позиция – касание одной рукой.
- Толкание по горизонтальной окружности.
- Толкание по вертикальной окружности.
- Толкание двумя руками. Исходная позиция – касание двумя руками.
- Использование четырех основных методов.
- Использование восьми методов, или “да лу”.
А. Толкание одной рукой
Исходная позиция – касание одной рукой.
Противники стоят лицом друг к другу. Каждый делает шаг вперед правой ногой и вытягивает вперед правую руку от правого бока по восходящей дуге. Вес тела на задней ноге. Тыльные стороны запястий касаются друг друга, скрещиваясь при этом. (Рис. Р5).
1. Толкание по горизонтальной окружности.
Противники стоят лицом к лицу в исходной позиции, касаясь друг друга одной рукой.
Затем
(1) А (в китайской одежде) опускает правую ладонь на правое запястье Б, толкая запястье в сторону его груди. Б (в рубашке) для того, чтобы нейтрализовать атаку А, приседает на левой ноге, сгибает правую руку и парирует движение противника, двигая ее по дуге горизонтальной окружности к левому плечу; ладонь направлена внутрь (Рис. Р6а).
(2) Б продолжает движение правой рукой к своему правому плечу и поворачивает запястье таким образом, чтобы ладонь была направлена наружу, сопровождая это движение поворотом поясницы (Рис. P6б).
(3) Теперь Б толкает А в направлении его груди. Его действия повторяют движения А в позиции (1) (Рис. Р6в).
(4) А отводит руку назад. Его движения те же, что у Б в позициях (1) и (2), и его рука также описывает горизонтальный полукруг (Рис. Р6г).
Эти движения необходимо повторять до полного их усвоения. Толкание левой рукой выполняется аналогично. (Рис. Р6: а, б, в, г).
2. Толкание по вертикальной окружности.
Противники стоят лицом к лицу в исходной позиции, касаясь друг друга одной рукой.
Затем
(1) А давит сверху вниз на запястье Б ребром правой ладони.
(2) Затем следует толкающее движение ладонью в лицо Б.
(3) Б сгибает руку для того, чтобы «прилипнуть» к толкающей руке А, затем отводит ее вниз по дуге вертикального круга.
4) Рука Б проходит мимо его правого бока и делает толкающее движение в направлении живота А. (Рис. Р7: а, б, в, г).
А слегка разворачивает поясницу и запястье, чтобы надавить на руку Б, затем следуют движения (2), (3), (4)…
После многократного повторения А меняется с Б. Это движение необходимо выполнять также левыми руками.
Б. Толкание двумя руками.
Исходная позиция — касание двумя руками.
Эта позиция напоминает исходное положение при толкании одной рукой, но левая рука здесь выдвигается вперед и касается правого локтя противника. Представьте, что точка контакта запястий является центром большого круга и каждый противник занимает половину этого круга, напоминающую по виду рыбу, как в знаке Тайцзи. (Рис. Р8).
1. Толкание с использованием четырех основных методов.
Этими четырьмя основными методами являются парирование, давление, скручивание и толкание. Когда двое занимаются этим упражнением, парирование представляет (не в буквальном смысле) южное на правление, скручивание — север, давление — восток и толкание — запад. Упражнение начинается с подготовительной позиции. Затем
1) А (в рубашке) и Б (в китайской одежде) начинают с парирования. Если А обладает большей мощью, чем Б, то Б должен согнуть колено и отодвинуться назад, садясь на заднюю ногу, согнуть руки и опустить локти. Затем он должен, одной рукой касаясь локтя, а другой — запястья А, сделать скручивание назад, в направлении правой стороны груди, а затем — наискось вверх. Это называется «А парирует, Б скручивает». (Рис. Р9: а, б).
(2) Пользуясь этой ситуацией, А сгибает правое предплечье горизонтально под углом 90 градусов, давит в направлении груди Б для того, чтобы блокировать его запястья, и приближает свою левую ладонь к левому запястью Б для того, чтобы увеличить силу давления. В это время Б поворачивает поясницу немного влево и, не теряя времени, толкает вниз левый локоть и левое запястье противника до тех пор, пока он не сможет более продолжать атаку. Это называется «А давит, Б толкает». (Рис. Р10: а, б).
(3) Когда левый локоть А находится под контролем в результате толкающего движения Б, и А ощущает это толкание, чувствуя неудобство в пояснице, то он тут же отделяет правую руку и прикасается ею к нижней части локтя Б, заставляя этот локоть наклониться в сторону. Это называется «сделать финт рукой и поддержать локоть». (Рис. Р11).
(4) А поднимает локоть Б вверх. Б старается повернуть поясницу немного влево и переместить руки влево-вперед по дуге для того, чтобы парировать и нейтрализовать поднимающее движение А. Это называется «повернуть поясницу и парировать по дуге; (Рис. Р12).
(5) Следуя за движением А, Б атакует давлением. А старается нейтрализовать это движение Б при помощи толкания. (Рис. Р13, Р14).
Циклическое повторение этого упражнения называется «использованием в толкающих руках четырех основных методов» или «вращением».
2. Толкание с использованием восьми методов, или «да лу».
Работа ног играет важную роль в «да лу». Это упражнение является комбинированной тренировкой всех восьми основных методов. К упомянутым выше четырем методам добавлены также дёргание, расщепление, удар локтем и удар плечом. Только постоянной тренировкой можно добиться того, чтобы правильное выполнение этих приемов вошло в привычку. Только так можно постепенно подняться на новый уровень мастерства.
(1) А парирует, Б скручивает
1) А и Б стоят лицом к лицу, их правые запястья скрещиваясь касаются друг друга, правые ладони направлены внутрь, большие пальцы находятся на уровне носа.
2) А выдвигает вперед правую ногу для того, чтобы блокировать левую пятку Б, поворачивает правую ладонь вперед так, чтобы большой палец находился на уровне кончика носа Б, и кончиком указательного пальца делает движение от широкого конца левой брови Б к ее узкому концу (не касаясь ее, а на некотором расстоянии) . Одновременно А слегка поддерживает правый локоть Б своей левой ладонью и мысленно представляет, что его точка Минмэнь опускается на точку Хуаньтяо, и его правое колено естественным образом согнется вперед, а мышцы на обратной стороне левого колена полностью растянутся. Вес тела переместился на правую ногу. А стоит в правосторонней стойке лучника. Его взгляд направлен вперед вдоль левого края ногтя указательного пальца правой руки. (Рис. Р16).
3) Б делает длинный шаг назад-влево, опускает стопу на землю и выпрямляет заднюю ногу, одновременно сгибая переднюю ногу, которая поддерживает вес тела. В это же время правой рукой, которая все еще прилипает к правому запястью А, и левой ладонью, которая поддерживает правый локоть А, Б скручивает правую руку А вправо-вверх. Взгляд Б направлен на указательный палец его правой руки. (Рис. 17).
(2) А давит, Б толкает
1) А выдвигает вперед левую ногу, чтобы заблокировать правую пятку Б, и сгибает правое предплечье под углом 90 градусов перед грудью, ладонь направлена внутрь, кончики пальцев направлены влево, одновременно двигая левое запястье к локтевому сгибу правой руки, ладонью наружу, пальцы направлены вверх. А представляет, что его спина падает на переднюю ногу, сгибая в это время левое колено и выпрямляя правую ногу, чтобы перенести вес на левую ногу и встать в левостороннюю стойку лучника. (Рис. Р18).
2) Б передвигает правую ногу по диагонали назад-вправо и выпрямляет ее, одновременно сгибая левое колено для поддержания веса тела. Одновременно Б прилипает левой ладонью к левому запястью А, а правой ладонью — к левому локтю А и толкает левую руку А двумя руками вниз по направлению к своей левой ноге, немного перед ней. Теперь его внимание сосредоточено на точке Шаньчжун (в центре груди), а взгляд направлен на указательный палец левой руки. (Рис. Р19).
(3) А бьет локтем, Б дергает
1) А ставит правую ногу между двумя ногами Б, затем сгибает правое колено и переносит вес тела на правую ногу, переходя в правостороннюю стойку лучника. Одновременно он касается кончиками левой руки сгиба правого предплечья, а затем сгибает правое предплечье таким образом, чтобы правая ладонь приблизилась к левому плечу. Взгляд направлен туда, куда нацелен правый локоть. Внимание сосредоточено на правой точке Цзяньцзинь. (Рис. Р20).
2) Б, не меняя положения ног, держит большой палец левой руки на уровне кончика собственного носа, одновременно накладывая правую ладонь на правое запястье или правый локоть А, чтобы оттянуть его вниз. В это время Б фокусирует внимание на точке Сюаньгуань (между бровями), смотрит на правую точку Цзянь-цзинь, его правая коленная чашечка на одной линии с правым носком, на правую ногу приходится 70 процентов веса тела, левая коленная чашечка находится на одной линии с левой лодыжкой, на левую ногу приходится 30 процентов веса тела. Туловище слегка опущено вниз. (Рис. Р21а, Р21б, вид спереди и сзади).
(4) А наносит удар плечом, Б проводит расщепление.
1) Не меняя положения ног, А перемешает правую руку вперед и вверх. Затем, скручивая левой рукой правый локоть Б назад, А поворачивает верхнюю часть тела вправо, приближая левое плечо к груди Б, и быстро поворачивает голову вправо, чтобы взгляд был направлен назад в направлении правого плеча. Ладони направлены вниз. Его внимание направлено на точку Юйчжэнь (в месте соединения затылка и шеи). (Рис. Р22).
2) В тот момент, когда А наносит удар плечом, Б захватывает его левое запястье своей левой рукой и прилипает к левому локтю А своей правой рукой. Затем Б поворачивает верхнюю часть тела немного влево, поднимает левую ногу и переносит ее от наружной стороны правого колена А к его внутренней стороне, но не опускает ее на землю. Вес тела Б на правой ноге, взгляд его направлен на указательный палец левой руки, внимание сосредоточено на центре правой ладони. (Рис. Р23).
В описанных выше 8 формах упражнения «да лу» А атакует при по мощи парирования, давления, удара локтем и удара плечом, а Б нейтрализует его атаки при помощи скручивания, толкания, дергания и расщепления. Для того, чтобы продолжить «да лу», поменявшись ролями, Б может опустить ногу между ногами А, согнуть левое колено и встать в левостороннюю стойку лучника. В это время большой палец его левой руки перемещается по направлению от широкого конца правой брови А к ее узкому концу, находясь при этом на уровне кончика носа А. Одновременно его правая ладонь прилипает к левому локтю А. Б проводит парирование вперед.
В это же время А отводит правую ногу назад и вправо, перемещаясь в левостороннюю стойку лучника, и прилипает к левой руке Б левой ла донью и поддерживая левый локоть Б правой ладонью, чтобы скрутить его левую руку назад-влево. Таким образом, это движение превращается в «Б парирует, А скручивает». Оно, в свою очередь, сменяется движениями «Б давит, А толкает», «Б бьет локтем, А дергает», «Б наносит удар плечом, А проводит расщепление». Последнее движение приводит противников к первоначальному «А парирует, Б скручивает», и т.д. Такого рода повторяющиеся циклы являются важнейшей разновидностью «толкающих рук», включающих работу ног. Только лишь глубоко усвоив эти упражнения путем непрерывных тренировок, можно достичь гибкости и подвижности, необходимых при их выполнении. Только так можно научиться применять их и как военное искусство, для укрепления здоровья.