Упражнения “толкающие руки” в тайцзицюань
- Что такое Туйшоу – “толкающие руки” в тайцзицюань
- “Пустота” и “полнота”, “Да лу”
- “Четырьмя лянами отклонить тысячу цзиней”
- Принцип “не позволять уйти и не оказывать сопротивления”
- Что такое “Двойная тяжесть” и как её избежать
Что такое “толкающие руки” в тайцзицюань? На что нужно обращать внимание при теоретическом и практическом изучении этого вида упражнений?
Последовательность движений, выполняемая в одиночку, и упражнения “толкающие руки”, выполняемые в паре, являются двумя частями, из которых состоит искусство тайцзицюань. Отработка одиночного упражнения дает возможность изучить сущность тайцзицюань, тогда как “толкающие руки” помогают применить это искусство для самозащиты. Поэтому после полного усвоения одиночного упражнения нужно перейти к “толкающим рукам”, ибо только усовершенствовавшись в обеих вышеупомянутых разделах тайцзицюань, можно считать себя овладевшим равно сущностью и практическим применением этого искусства.
“Толкающие руки” служат для обострения чувствительности нервных окончаний до уровня чувствительности таковых в усиках сверчка. Эти усики не только чрезвычайно быстро дают ему знать о том, что находится перед ним, но и позволяют насекомому легко уклоняться и точно атаковать, а также правильно определять уязвимые места противника. Такого рода упражнения способствуют повышению интереса к занятиям и проявлению исследовательского духа в процессе изучения тайцзицюань.
“Толкающие руки” – технический термин, используемый в тайцзицюань для обозначения подобных упражнений. Во многих школах военных искусств Китая существуют подобные методы достижения тесного контакта с противником и правильного использования соответствующих тактических замыслов и приемов. “Знание способов интерпретации силы” считается сутью овладения искусством тайцзицюань, и первым шагом к этому знанию является обострение чувствительности кожи путем занятий “толкающими руками”. Основой таких упражнений является прикосновение локтем, запястьем, ладонью или пальцами к определенным местам на теле противника во время выполнения различных движений для того, чтобы научиться ощущать мощь, направление, скорость, а также “пустоту” и “полноту” излучаемой противником силы. В результате долговременных тренировок чувствительность нервных окончаний чрезвычайно обострится, партнеры будут понимать, каким образом наступать и отступать и как излучать энергию или нейтрализовать ее. В результате станет возможным по малейшему велению противника точно определять направление, мощь, скорость, а также “пустоту” и “полноту” энергии, испускаемой противником. Такая способность известна как “знание способов интерпретации силы”.
После овладения этим знанием уровень мастерства занимающегося будет непрерывно расти на протяжении дальнейших занятий. При встрече с противником чрезвычайно важно внимательнейшим образом изучить его, приноровиться к нему, а основой для этого является знание себя и знание противника. Существует старинное высказывание: “Зная себя и зная врага, в ста сражениях одержишь сто побед”. Чувство осязания является средством для познания себя и противника. Таким образом, основные теоретические положения “толкающих рук” не являются чем-то очень сложным. Разумеется, поддерживать равновесие тела при занятиях “толкающими руками” гораздо труднее, чем при выполнении одиночной формы, так как в последней требуется поддерживать лишь собственное равновесие во время исполнения различных движений, в то время как в “толкающих руках” требуется поддерживать равновесие, когда противник любым способом старается нарушить его и одновременно не упускать возможности сделать то же самое с противником. Часто цитируемое высказывание “Стремящийся познать собственную энергию делает это, занимаясь одиночной формой, а стремящийся познать энергию другого, делает это, упражняясь в “толкающих руках”, показывает, что обе составные части на самом деле служат одной и той же цели, то есть познанию себя и познанию противника.
Только путем постоянных занятий можно обрести истинное знание. При выполнении одиночной формы и “толкающих рук” необходимо как можно более точно делать каждое движение и применять каждый метод в соответствии с описанием. Во время занятий “толкающими руками необходимо четко различать “пустоту” и “полноту” в ногах, тело должно быть уравновешено так же, как и в одиночном упражнении. Все восемь форм работы руками, т.е. парирование, скручивание, толкание, давление, дёргание, расщепление, удар локтем и удар плечом должны выполняться многократно и в строгой очередности для достижения точности. Поэтому начинающий должен уделять все свое время и внимание так называемым “круговым упражнениям”, совместно выполняемым двумя участвующими. Выполняя определенные серии движений раз за разом до усталости, обычно их повторяют несколько сот на протяжении тренировки. В былые времена некоторые из них делались по несколько тысяч раз, и даже вплоть до десяти тысяч раз! Когда первые четыре формы работы руками усваиваются в совершенстве, переходят к изучению остальных четырех форм в системе тренировки, называемой “да лу“. Только по достижении совершенства в использовании всех восьми форм работы руками, занимающийся может начать исследовать энергию противника. В “толкающих руках” взгляд обычно следует за движением рук.
Пусть правильное выполнение всего сказанного войдет в привычку. Когда заложено прочное основание, гораздо легче достигать следующих ступеней в развитии. Необходимо соблюдать правило постепенного продвижения. Избегайте всякой поспешности. Гунфу (мастерство, достигнутое долгой и тяжелой тренировкой) есть накопление совершенства день за днем и кроха за крохой.
Существуют различные формы “толкающих рук”. Основными являются первые четыре формы работы руками, выполняемые на месте и в движении, и “да лу”, остальные формы являются дополнительными и используются для достижения более высокого уровня силы и мастерства. Существует и форма свободного спарринга. Однако “толкающие руки”, выполняемые на месте, являются основой всего. Поэтому именно с них необходимо начать изучение искусства “толкающих рук”.
Начиная заниматься круговым упражнением, необходимо выполнять все движения согласно требованиям, рекомендуется постепенно делать движения все более и более широко, делать их все более и более округлыми, избегая любых выпуклостей и провалов, избегая жесткости и прерывистости, избегая любых дефектов. При выполнении упражнения в фиксированной стойке необходимо, чтобы задняя нога была неподвижной, каждое ее движение в соревнованиях обычно означает потерю одного балла. Поэтому во время выполнения упражнения увеличить предел досягаемости своих действий можно только лишь делая более широкие движения руками и туловищем, другая же сторона может избегать их отодвигаясь назад и перенося вес на заднюю ногу и затем нейтрализуя приближающуюся силу наиболее подходящим способом. Не рекомендуется противостоять силе силой. Только при максимальном приближении атакующей силы, когда никакое нейтрализующее движение более невозможно, может быть допущен шаг назад, и если достаточно лишь половины шага, нужно отступить на полшага, но не больше. Наступая и отступая, необходимо сохранять соприкосновением с противником. Действуя таким образом, можно постепенно развить своеобразную силу прилипания.
Следующим шагом будет изучение практики захватов и “да лу” с целью дальнейшего развития мягкости и цепкости поясницы и ног и отработки техники более высокого уровня. Необходимо запомнить одну важную вещь: нельзя исследовать (испытывать) энергию противника слишком поспешно. Пословица “Безупречность достигается практикой наиболее точно характеризует “толкающие руки”. Сконцентрируйте ваши усилия и внимание на ежедневных занятиях, и вскоре вы почувствуете, что знаете, как “интерпретировать силу”. Когда вы на самом деле узнаете это, вы сможете применять технику преодоления жёсткости при помощи мягкости и “четырьмя лянами отклонять тысячу цзиней”.
Фраза “четырьмя лянами отклонить тысячу цзиней” из “Песни толкающих рук” описывает метод, с высочайшей эффективностью используемый в “толкающих руках”. Чтобы овладеть им, в первую очередь нужно, вступив в контакт с противником, “не позволять ему уйти не оказывать ему сопротивление”. Хотя фраза “не позволять ему уйти” означает, несомненно, то, что нельзя отделяться от противника, самом деле это не так просто. Необходимо какой-либо частью руки прилипнуть” к противнику. Находясь в этом состоянии, нужно следовать за движением противника и в то же время потратить немного энергии, чтобы поставить противника в невыгодную или в неуравновешенную позицию. В этом случае, когда вы не ощущаете контратакующей энергии (т. е. когда чувство тяжести превращается в чувство лёгкости), можно применить любой прием, чтобы сбить противника с ног. Если в точке касания ощущается чувство тяжести, нужно слегка ослабить контакт, чтобы вызвать у противника внезапное чувство пустоты, и тут же атаковать его. Противник будет отброшен на изрядное расстояние. Таков эффект применения сначала принципа “не оказывать сопротивления”, чтобы внезапно поставить противника в неустойчивую позицию, и немедленно после этого применение принципа “не позволять уйти”, чтобы вывести его из равновесия. Фраза “не оказывать сопротивления” может быть понята, как неиспользование физической силы и передача инициативы в руки противника, но это не совсем так. Передача инициативы противнику ставит вас в пассивную позицию, в то время как принцип “не оказывать сопротивления” подразумевает дух активности в том, чтобы приводить свои движения в соответствие с движениями противника. Поэтому, хотя в “толкающих руках” и необходимо использовать свое обостренное чувство осязания, отличить “пустые” части тела противника от “полных” или настоящую атаку или защиту от ложных для того, чтобы приспособить, свои движения к движениям противника.
Оказание сопротивления силе противника при помощи собственной силы считается в тайцзицюань грубейшей ошибкой, пороком “двойной тяжести” (этот термин будет подробно объяснен ниже). Такое действие является своего рода естественной реакцией, но ни в коем случае не методом, принятым в тайцзицюань. Способом, используемым в “толкающих руках”, является “сначала нейтрализация силы атакующего противника, а затем контратака”. Перед контратакой необходимо также переместиться в выгодную позицию, а противника заставить принять неудобную позицию. Таким образом можно одержать победу без больших усилий. Это соответствует принципам тайцзицюань, которые гласят: “Встретить жесткость мягкостью, означает избежать”; “поставить себя в выгодную позицию, а противника – в невыгодную, называется прилипнуть”. Воспринимать любую атакующую силу, будь она большой или малой, как жесткую, и не сопротивляться ей, но встретить ее мягко, уклоняясь от атаки и означает “избежать”. Чтобы поставить себя в выгодную позицию перед тем, как контратаковать, нужно использовать удачную возможность и выгодную ситуацию или вовремя уйти из невыгодной или неудобной позиции.
Целью “толкающих рук” не является улучшение природной реакции, цель не в том, чтобы сделать ее быстрее и мощнее, а в том, чтобы сдерживать и переделывать ее. И это совсем не значит “не использовать силу”, а значит, что нужно использовать необходимое количество силы в нужный момент и с максимальным эффектом.
Принцип “не позволять уйти и не оказывать сопротивления” является одним из самых важных в практике “толкающих рук”. Связь между наступлением и отступлением должна быть более тесной. Оба занимающихся не должны ни держаться слишком близко друг к другу. ни отделяться друг от друга, но должны быть слиты во время кругового упражнения воедино. Одна сторона должна взять на себя роль атакующего, другая сторона – роль защищающегося, затем роли меняются. Если атакующий продвигается вперед на один дюйм, защищающийся отступает на один дюйм, если атакующий продвигается на один фут, то защищающийся отступает на один фут, ни на йоту больше или меньше. Если отступить меньше, чем необходимо, результатом этого будет сопротивление, если отступить больше, чем нужно, то в результате вы потеряете противника. Необходимо также помнить, что любое наступление или отступление должно проходить по кривой, а не по прямой линии. Что касается принципа “не оказывать сопротивления”, важно не просто отводить руки, но и одновременно поворачивать поясницу и переносить вес назад. В противном случае, при отсутствии координации между движениями рук и туловища, стоит только туловищу остаться неподвижным, когда руки уже отведены назад, и у противника тут же возникнет возможность отбросить ваши руки и добраться до туловища. Вот почему в “толкающих руках” полагаются в основном на работу ног и поясницы. Для того, чтобы тренировать поясницу и ноги, кроме фундаментальной тренировки, включающей отработку различных стоек и различные виды поворотов и вращений поясницы, также необходимо обращать внимание на то, чтобы “сначала стремиться к вытягиванию и открыванию, затем стремиться к закрыванию и сжатию”.
Прежде в “толкающих руках” было два метода. Один назывался “держать ворота плотно закрытыми”, а другой – “оставлять ворота широко открытыми”. Смысл первого метода состоит в том, что в целях защиты от любого атакующего движения необходимо перекрыть проход, ведущий к телу. В общем этот метод верен, но не всегда. Но при условии хорошей работы ног и поясницы правильно будет оставлять ворота широко открытыми, заманивая противника. Кроме того, если во время ежедневных занятий уделять внимание только “закрыванию ворот”, и не иметь никакого опыта в “оставлении ворот открытыми”, то в ситуации реальной схватки, стоит лишь противнику “открыть ворота”, это может привести к тревоге, и растерянности, вы не будете рвать, как в таком случае поступить. Поэтому во время ежедневных занятий необходимо сначала стараться, чтобы позиции были все более и более открытыми и широкими, а затем – чтобы они были все более и более закрытыми и компактными. Это тот же способ, который применяется в изучении каллиграфии.
Для того, чтобы хорошо писать мелкие иероглифы, обыкновенно начинают с того, что тренируются в написании больших иероглифов для того, чтобы заложить прочную основу мастерства. Добившись успеха в написании больших иероглифов, можно преуспеть и в написании мелкиx иероглифов после сравнительно недолгой практики. Поскольку тяжело сделать движения более широкими, привыкнув к их компактности, занятия тайцзицюань требуют сначала более широких движений, чтобы приобрести опыт в применении техники “прилипания, соединения и следования, не позволяя противнику уйти и не оказывая сопротивления”, что делает возможным осуществление принципа “Когда верх и низ действуют в согласии, противнику трудно пробраться”, независимо от того, насколько велика протяженность движений противника. После этого уже ставится требование, чтобы движения становились все более и более компактными для того, чтобы можно было легко и быстро менять действия. В этом случае противнику будет труднее следить за ними. Этот тренировочный метод создан для достижения более высокого уровня мастерства, для того, чтобы сделать осязание более чувствительным, “слушание” (ощущение) энергии противника – более тонким, ответ на испытывающее движение противника – более адекватным и различение “пустоты” и “полноты” – более ясным.
Ниже следует подробное описание “двойной тяжести” и способа ее избежать.
Вообще говоря, “двойная тяжесть” означает, что “пустота” и “полнота” различаются занимающимся недостаточно ясно. В канонах тайцзицюань сказано: “Необходимо четко разделять пустоту и полноту. В каждой части тела в любой момент присутствуют пустота и полнота, так же, как и во всем теле” Поэтому в каждой позиции и в каждом способе выпускания энергии необходимо различать “пустоту” и “полноту”. В “толкающих руках” с самого начала необходимо стараться различать “пустоту” и “полноту” в движениях и позициях противника, в его методах атаки, защиты и выпускания энергии. Затем необходимо научиться правильно пользоваться обнаруженными “пустотой” и “полнотой”, атакуя “пустоту” и избегая “полноты”. В то же время необходимо делать неуловимые и разнообразные изменения в собственных “пустоте” и “полноте” для того, чтобы затруднить их обнаружение противником или для того, чтобы привести противника в замешательство и дезориентировать его. Если не различать “пустоту” и “полноту” у себя ила у противника, или встречать “полноту” “полнотой”, то поражение в “толкающих руках” неминуемо. Поэтому “двойная тяжесть” является серьезнейшей ошибкой, которую совершенно необходимо избегать в “толкающих руках”.
В одном из канонов тайцзицюань сказано: “Многие занимались тайцзицюань в течение многих лет, но так и не научились применять его и были побеждены другими, поскольку так и не осознали порока “двойной тяжести”. Это показывает, что “двойная тяжесть” является не только незаметной ловушкой, в которую можно легко попасться в любой момент, но и болезнь, которую нелегко обнаружить и излечить.
Напряжение обеих ног для того, чтобы равномерно распределить вес тела – очевидный пример “двойной тяжести”. Если обе ноги упираются в землю, но большая часть веса тела приходится на одну из них, в то время как другая нога несет незначительную нагрузку или служит просто для уравновешивания тела, то это не будет “двойной тяжестью”. С этим согласны все, однако на практике многие занимающиеся тайцзицюань не совсем понимают, каким образом достигать состояния отсутствия “двойной тяжести”. Часто они полагают, что совсем необходимо напрягать “пустую” ногу. Они не понимают, что только к ней приложена некоторая сила, тело может находиться в равновесии и центр тяжести может быть стабилизирован. Но сила “пустой” ноги не должна быть направлена в землю, а присутствовать только для поддержания равновесия. Если “пустая” нога с силой упирается в землю, центр тяжести будет стремиться к неустойчивости, но если к ней не будет приложено вообще никакой силы, противник может легко вывести вас из равновесия несильным толчком. Поэтому мы и находим в канонах тайцзицюань следующее утверждение: “Пустота не означает полного отсутствия силы”. Мы также должны изучить и уметь использовать и противоположное состояние: “Полнота не означает полной фиксации на земле”. Суть пребывания в таком состоянии проста: представьте, что ваша голова подвешена за макушку.
Если не понять обеих сторон вопроса, можно не иметь проблем с “двойной тяжестью”, но какой-нибудь новый промах может привести к тому, что весь ваш вес устремится вниз и вся сила будет направлена в одну сторону.
В общем можно сказать, что “двойная тяжесть” означает неразличение “полноты” и “пустоты”. Чтобы избежать ее, необходимо быстро и неуловимо переходить от “полноты” к “пустоте” и обратно. Это относится как к любой части тела, так и к замыслам. В тот момент, когда любая “полная” часть тела вот-вот должна подвергнуться нападению, необходимо сделать ее “пустой”. Процедура тренировки состоит в том, чтобы делать такие изменения сначала с большей, а потом – с все меньшей и меньшей частями тела, вплоть до поверхности в один квадратный дюйм или до одного-единственного пальца. Разумеется, новички не могут достигнуть сразу столь высокого результата. Они должны следовать путем постепенного развития. Они должны стараться сделать свои движения сначала более открытыми, широкими и округлыми, а затем – более закрытыми и компактными, но все равно округлыми. Круговое упражнение является идеальной формой для нейтрализации любой атаки в любой точке контакта и для быстрого изменения движения в любой нужный момент. Сделав свои движения округлыми, вы будете готовы к переходу на более высокий уровень гармонии. Во всех внешних движениях должны присутствовать различные виды окружностей: правильная, полуокружность, вертикальная, горизонтальная и косая окружности, равно как и все виды овалов. Что касается внутренних движений, то и в них должны определённым образом присутствовать окружности. Нужно представлять себе, что внутренние органы делают легкие повороты и таким образом осуществляют внутренний массаж при помощи глубокого дыхания животом. Это помогает излучению внутренней спиральной энергии из точки Даньтянь (в двух дюймах ниже пупка). Это также помогает беспрепятственному функционированию системы кровообращения и акупунктурных каналов (сети путей, по которым проходит жизненная энергия и вдоль которых расположены акупунктурные точки). При правильном руководстве и при наличии постоянного усердия начинающий в конечном итоге обязательно превратится в мастера искусства “толкающих рук”.